Проверка контрагентов
DueDiligence (Дью-дилидженс) – процедура исследования организации-контрагента, включающая комплексную оценку бизнеса. Осуществляется путём оценки всесторонней информации для обнаружения и предотвращения финансовых, налоговых и юридических рисков, присущих юридическому лицу. Буквальный перевод слова duediligence с английского означает «должная заботливость, осмотрительность». В национальной юридической и финансовой литературе термин duediligence в переводе на русский означает «проверку должной добросовестности», «правовой анализ истории юридического лица» и тому подобное.
Проверка добросовестности контрагента – совокупность мероприятий, позволяющих убедиться в действительности контрагента как юридического лица, способного исполнять взятые на себя обязательства (к примеру, способности оказать услуги, выполнить работы либо поставить товары), а также определить, не представляет ли собой контрагент «фирму – однодневку», сделки с которой могут привести к проведению налоговыми органами выездной налоговой проверки компании.
Основными признаками «фирмы – однодневки» выступают следующие факторы:
- Фактическое отсутствие осуществления предпринимательской деятельности, осуществляемой юридическим лицом.
- Регистрация по адресу массовой регистрации – в бизнес центре, огромном офисном здании и тому подобное, то есть по адресу, где зарегистрировано более 10 компаний.
- Присутствие «массового директора» – физического лица, формально являющегося руководителем в нескольких компаниях.
- Не предоставление отчётности по налогам.
- Наличие признаков недостоверности, указанных в ЕГРЮЛ.
Тщательность проверки контрагента напрямую зависит от серьёзности и значимости сделки. Чем она существеннее, тем шире и глубже должен быть комплекс мероприятий по изучению и проверке контрагента.
При заключении договоров (любых) лучше всего обратиться к специалистам, которые составят максимально профессиональное правовое заключение (правовое досье) о добросовестном контрагенте для избежания последующих проблем.