Досудебный (претензионный) порядок урегулирования спора

Досудебный (претензионный) порядок урегулирования спора – одна из процедур по защите гражданских прав, направленная на урегулирование споров между сторонами обязательства до момента направления материалов в арбитражный либо иной компетентный суд.

В соответствии с частью 5 статьи 4 Арбитражного Процессуального Кодекса РФ (далее – АПК РФ), в целях снижения нагрузки на судебные органы и стимулирования решения спорных вопросов между сторонами мирным путём, перед началом арбитражного судопроизводства истец обязан представить в судебный орган сведения, подтверждающие соблюдение досудебного порядка урегулирования такого спора.

Когда досудебный (претензионный) порядок урегулирования спора обязателен?

Досудебный (претензионный) порядок урегулирования спора обязателен в следующих обстоятельствах:

Важно отметить, что в случае подачи встречных исковых требований, претензионный порядок также требует обязательного соблюдения, если процедура предусмотрена нормативно-правовым актом, либо договором для соответствующего притязания. Встречный иск должен быть подан по общим правилам – то есть, досудебный порядок подачи встречного иска действует в тех же случаях, что и для первоначального иска.

Как соблюсти досудебный (претензионный) порядок урегулирования спора?

В целях соблюдения досудебного (претензионного) порядка необходимо подготовить претензию. В бумаге отдельное внимание необходимо уделить описанию нарушений договорных обязательств и изложению требований истца. Иначе судейский орган может посчитать досудебную процедуру, как не соблюдённую.

В этих целях в претензии подлежит подробно описать сложившиеся обстоятельства. Для определения рамок договора, в ходе которого нарушено обязательство, следует указать реквизиты нарушенного контракта. Так, к примеру, в случае некачественного выполнения подрядчиком предусмотренной договором работы, необходимо указать, каким должен был быть конечный результат, и в каком пункте и разделе документа произведено его согласование.

В случае требований от контрагента погашения задолженности, необходимо указать точную сумму долга. Иначе судейский орган может оценить, что претензионный порядок не был соблюдён.

Все требования истца обязаны основываться на нормах права либо договоре, в противном случае контрагент не обязан их выполнять. К примеру, можно потребовать заменить товар с неустранимыми недостатками. Такое право заявить указанное требование предусмотрено в пункте 2 статьи 475 ГПК РФ.

Составляется претензия и направляется ответчику. Когда ответчиков несколько (так, ими могут быть должник и поручитель, несущие солидарную ответственность), претензия направляется каждому из них. Вдобавок, следует отправить претензию ответчику, в отношении которого существуют в дальнейшем намерения привлечь к ответственности после подачи иска. В этом случае истец полностью исключает риск того обстоятельства, что судейский орган может оставить требования к новому ответчику без возможного рассмотрения.

В основной массе случаев претензию следует направлять по адресу, указанному в ЕГРЮЛ (ЕГРИП). В качестве способа передачи следует выбрать письмо с объявленной ценностью и описью вложения либо курьерскую доставку под подпись получателя. В описи нужно обязательно указать суть притязаний и сведения о договоре (к примеру, «претензия об оплате товара на сумму 100 тысяч рублей по договору поставки от 05.11.2019 № 117»).

Обязательно следует сохранить доказательства, свидетельствующие о направлении претензии – подтверждения будут нужны при подаче иска.

Претензия считается доставленной даже в ситуации, когда из-за уклонения адресата от её получения, как и от получения иной корреспонденции в отделении почтовой связи, письмо возвратят отправителю после окончания срока хранения.

Далее нужно выждать определённый период для ответа. Подавать иск в суд необходимо по результатам получения ответа на претензию либо истечению срока ответа на нее, установленного законом либо договором.

В частности, по существующему общему правилу для денежных требований, возникающих из договоров либо сделок, или из-за неосновательного обогащения такой срок составляет 1 месяц с момента направления претензии. При наличии в договоре, выступающим предметом претензионной работы, менее либо, наоборот, более длительного периода, придётся выждать его полное окончание.

При получении ответа до окончания указанного срока или в случае, когда контрагент частично выполнил требования истца, указанный период можно больше не выжидать и подавать судебный иск.

В случае поступления встречной претензии, на такое требование следует обязательно вовремя ответить. В ином случае, судебный орган может на истца возложить бремя судебных расходов вне зависимости от результатов рассмотрения дела (часть 1 статьи 111 АПК РФ).

Что произойдёт, если не соблюсти обязательный досудебный (претензионный) порядок урегулирования спора?

При несоблюдении обязательного досудебного (претензионного) порядка урегулирования спора судебные органы возвращают исковые требования либо прекращают рассмотрение дела, даже когда иск принят к производству.

В зависимости от момента, на какой стадии рассмотрения материалов судом будет установлено, что претензия не была направлена, судебный орган:

О подобных намерениях ответчика способен свидетельствовать факт, когда он ранее без уважительных причин и оснований не заявлял о несоблюдении претензионного порядка, не подавал возражений против судебного процесса, в котором, соответственно, не принимал активного участия.

Навигация по услугам компании

Полный
список услуг