Выездная налоговая проверка
Выездная налоговая проверка – тип проверки, проводимой по месту нахождения юр. лица либо места жительства физического налогоплательщика в соответствии с решением руководителя налогового органа.
Де-факто вынести решение и осуществить выездную налоговую проверку (далее – ВНП) налоговый орган уполномочен по одному или нескольким налогам любого налогоплательщика в любой период. Вместе с тем, всех проверить попросту невозможно. Вследствие этого, ИФНС действует в соответствии с ведомственной Концепцией системы планирования ВНП, осуществляя основательный отбор подлежащих проверке кандидатов.
Основания для назначения выездной налоговой проверки
Степень назначения ВНП высока, если компания, либо индивидуальный предприниматель:
- Совместно работает с фирмами-однодневками или иными недобросовестными контрагентами (узнать подробнее, как проверить добросовестность контрагента).
- Обладает низкой налоговой нагрузкой, показывающей отношение в процентах размера налоговых платежей компании к объёму полученной выручки. Налоговая нагрузка признаётся низкой в случае, когда величина данного оценочного критерия в сравнении с другими хозяйствующими субъектами менее среднеотраслевой.
- Показывает в документах налоговой отчётности потери и убытки в течение двух и более налоговых периодов. В таком случае под убытками нужно понимать превышение расходов над полученными доходами, а не убытки прошлых лет, которые уменьшают налоговую базу по тому или иному налогу. Практика использования этого критерия показывает, что список для проведения ВНП попадают даже налогоплательщики с максимально обоснованными убытками (к примеру, лизинговые компании в начальном периоде деятельности).
- Обладает низкой рентабельностью – относительным показателем эффективной экономической деятельности компании, коэффициент которого показывает в процентах отношение прибыли к активам, затратам, выручке и капиталу, её формирующему. Величина рентабельности налоговым органом признаётся низкой в случае отличия на 10% и больше в меньшую сторону от среднего регионального отраслевого показателя.
- Осуществляет выплаты среднемесячной зарплаты, величина которой ниже среднего уровня по отрасли в регионе. Выяснить уровень зарплат в конкретном субъекте можно на сайте территориального органа Росстата конкретного региона (его адрес можно уточнить на сайте Росстата — http://www.gks.ru/) либо регионального управления ФНС.
В случае оснований для проведения ВНП, налоговый орган обладает правом пригласить представителя налогоплательщика на комиссию по легализации налоговой базы. Неявка на данную форму контролирования субъектов налогообложения увеличит вероятность проведения ВНП.
Существование одного либо нескольких указанных общедоступных оценочных критериев рисков для отбора на выездную налоговую проверку не означает обязательное назначение контрольного мероприятия в отношении Вашей компании. Вместе с тем, как следует из упомянутой Концепции ФНС России, даже при отсутствии оснований для включения в план ВНП, принятое решение о проведении такой проверки будет обязательно законным.
Срок проведения выездной налоговой проверки
По общему правилу ВНП налогоплательщика не может превышать более 60 суток. Период исчисляется с момента вынесения решения о проведении контрольного мероприятия до даты составления участвующими в проверке служащими ИФНС итоговой справки.
Вместе с тем, по решению руководителя, либо лица его замещающего, регионального УФНС срок ВНП может быть увеличен до 4-х месяцев, а в исключительных случаях – полугода.
Перечень позволяющих продлить период проведения ВНП оснований является открытым. Среди них:
- Значительный объём документальных материалов, подлежащих изучению.
- Длительный проверяемый период.
- Большой объём проверяемых налогов.
- Несвоевременность предоставления субъектом проверки бумаг, истребованных для изучения.
- Присутствие у проверяемого налогоплательщика обособленных структурных подразделений.
Кроме того, по решению руководителя налогового органа выездная налоговая проверка может быть приостановлена для:
- 1. Истребования документальных материалов и различных сведений о проверяемой компании у контрагентов организации либо иных лиц.
- Проведения экспертизы.
- Получения данных от иностранных партнёров в сфере налогообложения и иных направлениях взаимного сотрудничества в рамках действующих международных соглашений.
- Перевода на русский проверяемых бумаг, составленных на иностранных языках.
В момент, когда ВНП является приостановленной, налоговые инспектора не могут затребовать от субъекта проверки различные, касающиеся её документы, проводить какие-либо действия на территории организации.
Приостанавливать выездную налоговую проверку ИФНС, согласно соответствующему решению, может многократно. Однако совокупный срок приостановления проверочных мероприятий по самым разнообразным основаниям не должен превышать 6 месяцев. Исключение составляет проблематичность получения сведений от иностранных партнёров – в такой ситуации срок проверки может быть увеличен до 9 месяцев (пункт 9 статьи 89 НК РФ).
Максимальный период ВНП компании с учётом всех продлений и приостановлений не может быть более 1 года.
Обжалование результатов выездной налоговой проверки
Результаты ВНП служащие налоговых органов оформляют актом по установленной форме. При этом, до подготовки итоговой бумаги инспектора обязаны подготовить справку о проведённых выездных контрольных мероприятиях. Данный порядок действует в отношении всех ВНП, в том числе, проводимых повторно.
Следует запомнить, акт по результатам ВНП, подписываемый служащими ИФНС и представителями проверяемой организации, составляется всегда – независимо от вскрытия либо отсутствия нарушений налогового законодательства. На составление документа налоговикам отведено 2 месяца с момента составления справки о ВНП (пункт 1 статьи 100 НК РФ). В течение 5 дней со дня подписи всеми участниками акт должен быть вручён субъекту проверки либо его представителю. Иногда документ может вручаться налогоплательщику одновременно с указанной справкой.
В целях обжалования итогов ВНП следует подать соответствующие возражения на подготовленный по результатам проверочных мероприятий акт. Для подачи письменных возражений по всему акту либо отдельным пунктам документа законодателем отведён период в течение 30 суток.
В случае, когда возражения подать не успели, их следует всё-таки однозначно подготовить и озвучить устно на рассмотрении материалов ВНП. Опровержения необходимо составить в произвольной письменной форме либо использовать шаблон, рекомендованный налоговой службой.
В возражениях следует указать, с какими именно конкретными положениями акта имеются разногласия. Для их обоснований привести ссылки на нормативно-правовые акты, письма Минфина и ФНС России, судебную практику, подтверждающие Вашу позицию. Также, необходимо представить копии самих документов, доказывающих обоснованность этих возражений.
Возражения должен подписать руководитель проверенной в ходе ВНП организации или законный представитель. В последнем случае к возражениям необходимо приложить доверенность такого лица.
Жалоба должна быть адресована региональному Управлению ФНС. Однако подавать такое требование нужно через ИФНС, решение которого подлежит оспариванию, любым из указанных ниже способов:
- В процессе личного посещения налоговой инспекции руководителем либо представителем организации.
- Служебным письмом с описью вложения по почте.
- Через личный кабинет налогоплательщика.
- По электронным каналам связи в формате, утверждённом ФНС России.
В соответствии с пунктом 2 статьи 140 НК РФ, региональный налоговый орган должен рассмотреть жалобу без участия представителя лица, её подавшего.
Присутствие представителя организации потребуется, если в процессе рассмотрения возражений будут вскрыты противоречия или несоответствия между материалами ИФНС с представленными сведениями в жалобе.
В течение 3 рабочих дней со дня принятия решения по обращению УФНС должно вручить документ лично руководителю либо представителю компании, либо направить по почте заказным письмом.
Если решение УФНС по жалобе не устраивает, его можно обжаловать в вышестоящий налоговый орган или Арбитражный суд.